А в жизни самое главное,
наверное, жизнь сама.
(Э. Межелайтис)
Беседа:
Мы живем среди людей. Присмотритесь внимательнее к тому, что происходит вокруг: люди трудятся, идут с работы, на работу, отдыхают, ходят в гости, переносят горести и лишения, достигают поставленной цели и снова ставят перед собой цель. Иные живут, не зная, во имя чего они живут, иные умеют сделать свою жизнь горением во имя благородной цели. Вокруг нас и в нас происходит сложная, неисчерпаемая жизнь.
Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна, как дитя, и призрачна, как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным.
(С. Надсон)
1. Попытайтесь дать определение понятию «жизнь», выпишите определение из толкового словаря. Поясните смысл афоризмов.
Жизнь — форма существования материи.
2. Послушайте сказку Владимира Леви. Попробуйте ответить на очень трудный вопрос - для чего родится и живет человек?
Капля
Жила-была Капля. Жила в ржавом кране, таилась себе потихоньку за переключателем и, пока кран не открылся, безмятежно спала.
Но вот однажды непонятная сила устремила Каплю куда-то, куда-то, куда-то . . .
Стоп! Закрылась задвижка, и Капля повисла между краном и неизвестно чем. Висит и висит. Между тем сзади уже давно в нетерпении колыхались другие капли. «Эй, кто тут последний? Чья очередь?», «Эй, ты там, не задерживайся! Капай!» - кричат.
Капля задумалась: «Кап или не кап - вот в чем вопрос. Упасть вниз было бы, конечно, по всем правилам, но что дальше? А дальше вон - черная дыра! Канализация... А ведь могла бы быть Росинкой, сиять, отражая солнце на каком-нибудь чудесном цветке... Я могла бы быть брызгом Ниагарского водопада - летела бы, целуясь с воздухом и искрясь, бесконечно летела бы... Господи! Если уж падать, то хоть дождем на поле, чтобы подпихать хоть какую-нибудь травинку! Или хоть в лужу, чтобы произвести пузырь - кратковременный, но потрясающий! А туда... Нет! Нет! Не хочу! Не могу! А-а-а-а...».
Нет, не упала наша Капля, не упала, а... Испарилась. Ну, а что уж там приключилось с ней дальше, не ведаем. Только одно скажу тебе по секрету: Мир задуман для Красоты. Капля тоже.
Вильям Шекспир сказал: «Видеть и чувствовать - это быть. Размышлять - это жить». Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл своего существования. Только в жизни, наполненной смыслом, человек может найти себя, быть счастливым и принести счастье другим.
Думать надо о смысле
Бытия, его свойстве.
Как себя мы ни числи,
Что мы в этом устройстве?
Кто мы по отношенью
К саду, к морю, к зениту?
Что является целью?
Что относится к быту?
Что относится к веку,
К назначенью, к дороге?
И, блуждая по свету,
Кто мы все же в итоге?
(Д. Самойлов)
3. Что такое цель жизни? В чем она заключается? Есть ли у вас жизненные цели? Какие?
Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей человека и применяемых средств.
Цель жизни — самовыражение. Проявить во
всей полноте свою
сущность — вот для чего мы живем.
(О. Уайльд)
«В чем самая большая цель в жизни? В увеличении добра
в окружающем. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было его
внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только из головы...
Главной
жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная,
она не должна быть замкнута только на собственных удачах и не
удачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему
городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной».
(Д.С. Лихачев)
В школе жизни неуспевающих не оставят на повторный курс.
(Э. Кроткий)
4. Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского и ответьте на вопросы.
След на земле
Старый мастер возвел каменный дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на не успевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а мальчик засмеялся и убежал.
Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался - ни руками, ни душой.
Наступила старость. Вспомнив свое село, приехал он на родину, Встречается с людьми, называет свою фамилию - никто не помнит его.
- Что ты оставил по себе? - спрашивают люди. - Есть ли у тебя сын или дочь?
- Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает.
- Может быть, ты посадил дуб?
- Нет, не посадил я дуба.
- Может быть, взлелеял поле?
- Нет, не взлелеял я поля.
- Ну так значит, ты песню сложил?
- Нет, и песни я не сложил.
- Так кто же ты такой? Что ты делал всю жизнь свою? - изумились люди.
Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке - окаменевший след маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле! - с горечью подумал человек. - Но ведь этого мало... Не так надо было жить!»
Вопросы:
1. Чем измеряется жизнь?
Прожитыми годами - скажете вы. Ну а если человек прожил долгую, но бесполезную жизнь - никому не помог, ничего хорошего не оставил после себя? Вот и выходит, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, какой ты след оставишь на земле.
Чем измеряется жизнь?
Мы все умрем: людей бессмертных нет,
И это всем известно и не ново,
Но мы живем, чтобы оставить след -
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
(Р. Гамзатов)
2. В чем, по-вашему, ценность жизни?
3. Как нужно прожить жизнь, чтобы вас помнили люди?
Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно честно, совестливо, думая не только о себе, но и обо всем окружающем, чаще задаваясь вопросами: зачем и для чего я живу? что я дал другому? что доброго оставлю после себя?
4. Стараетесь ли вы делать что-то полезное и памятное для людей? Что? Расскажите об этом.
Оставляет ветка плод,
Оставляет пчелка мед,
Нивы - золото зерна,
Золотой янтарь - сосна,
Овцы - тонкое руно,
Лозы - пряное питье,
Оставляет человек
Имя доброе свое.
(О. Дриз)
Задание 1
Что вы знаете о жизни своих бабушек, дедушек? Расскажите, как они прожили жизнь, какой оставили след на земле.
Нет! Никогда не умирает тот,
Чья жизнь прошла светло и беспорочно,
Чья память незабвенная живет,
В сердцах людей укоренившись прочно.
(Лопе де Вега)
Задание 2
Прочтите стихотворение Ф.И. Тютчева и изречение А.М. Горького. С каким из авторов вы согласны? Напишите сочинение, раскрыв в нем смысл выбранного изречения. Тему сформулируйте самостоятельно.
На день надо смотреть как на маленькую жизнь.
(А.М. Горький)
Не рассуждай, не хлопочи!
Безумство ищет, глупость судит –
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему - то будет.
Живя, умей все пережить:
Печаль и радость, и тревогу –
Чего жалеть? О чем тужить?
День пережит - и слава Богу!
(Ф. Тютчев)
Задание 3
Есть ли у вас жизненные цели? Какова самая большая цель? Напишите сочинение «Цель моей жизни».
Задание 4
Напишите сочинение по выбору: «Жизнь - нескончаемый экзамен», «Человек оставляет людям песни, книги и города», «О, я недаром в этом мире жил!»
Задание 5
Прочтите стихотворение В. Сидоренко - какова его главная мысль? Попробуйте прокомментировать каждую строфу стихотворения.
Мы родом все из Октябрей,
Роддом - тот самый Бронепоезд.
И мы от пяток до бровей
Добра и зла живая повесть.
Основой жизни ложь была:
Борьба за мир кругом кипела –
В нас выжгли лучшее дотла
В нечеловеческих пределах.
Но все хорошее в душе,
Еще скрываясь и болея,
Освободится от клише
И, верю, в каждом повзрослеет.
Вот долгожданная пора,
Когда еще решить не поздно:
Сейчас я - лучше, чем вчера,
Я завтра - лучше, чем сегодня.
Всем выдан Господом кредит
По-разному (к чему лукавить):
Один лишь в жизни наследит,
Другой же след навек оставит.