Меню сайта
Наш опрос
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
ЖизньА в жизни самое главное, наверное, жизнь сама. (Э. Межелайтис) Беседа: Мы живем среди людей. Присмотритесь внимательнее к тому, что происходит вокруг: люди трудятся, идут с работы, на работу, отдыхают, ходят в гости, переносят горести и лишения, достигают поставленной цели и снова ставят перед собой цель. Иные живут, не зная, во имя чего они живут, иные умеют сделать свою жизнь горением во имя благородной цели. Вокруг нас и в нас происходит сложная, неисчерпаемая жизнь. Меняя каждый миг свой образ прихотливый, Капризна, как дитя, и призрачна, как дым, Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой, Великое смешав с ничтожным и смешным. (С. Надсон) 1. Попытайтесь дать определение понятию «жизнь», выпишите определение из толкового словаря. Поясните смысл афоризмов. Жизнь — форма существования материи. 2. Послушайте сказку Владимира Леви. Попробуйте ответить на очень трудный вопрос - для чего родится и живет человек? Капля Жила-была Капля. Жила в ржавом кране, таилась себе потихоньку за переключателем и, пока кран не открылся, безмятежно спала. Но вот однажды непонятная сила устремила Каплю куда-то, куда-то, куда-то . . . Стоп! Закрылась задвижка, и Капля повисла между краном и неизвестно чем. Висит и висит. Между тем сзади уже давно в нетерпении колыхались другие капли. «Эй, кто тут последний? Чья очередь?», «Эй, ты там, не задерживайся! Капай!» - кричат. Капля задумалась: «Кап или не кап - вот в чем вопрос. Упасть вниз было бы, конечно, по всем правилам, но что дальше? А дальше вон - черная дыра! Канализация... А ведь могла бы быть Росинкой, сиять, отражая солнце на каком-нибудь чудесном цветке... Я могла бы быть брызгом Ниагарского водопада - летела бы, целуясь с воздухом и искрясь, бесконечно летела бы... Господи! Если уж падать, то хоть дождем на поле, чтобы подпихать хоть какую-нибудь травинку! Или хоть в лужу, чтобы произвести пузырь - кратковременный, но потрясающий! А туда... Нет! Нет! Не хочу! Не могу! А-а-а-а...». Нет, не упала наша Капля, не упала, а... Испарилась. Ну, а что уж там приключилось с ней дальше, не ведаем. Только одно скажу тебе по секрету: Мир задуман для Красоты. Капля тоже. Вильям Шекспир сказал: «Видеть и чувствовать - это быть. Размышлять - это жить». Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл своего существования. Только в жизни, наполненной смыслом, человек может найти себя, быть счастливым и принести счастье другим. Думать надо о смысле Бытия, его свойстве. Как себя мы ни числи, Что мы в этом устройстве? Кто мы по отношенью К саду, к морю, к зениту? Что является целью? Что относится к быту? Что относится к веку, К назначенью, к дороге? И, блуждая по свету, Кто мы все же в итоге? (Д. Самойлов) 3. Что такое цель жизни? В чем она заключается? Есть ли у вас жизненные цели? Какие? Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей человека и применяемых средств. Цель жизни — самовыражение. Проявить во
всей полноте свою (О. Уайльд) «В чем самая большая цель в жизни? В увеличении добра
в окружающем. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было его
внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только из головы...
Главной (Д.С. Лихачев) В школе жизни неуспевающих не оставят на повторный курс. (Э. Кроткий) 4. Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского и ответьте на вопросы. След на земле Старый мастер возвел каменный дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на не успевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а мальчик засмеялся и убежал. Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался - ни руками, ни душой. Наступила старость. Вспомнив свое село, приехал он на родину, Встречается с людьми, называет свою фамилию - никто не помнит его. - Что ты оставил по себе? - спрашивают люди. - Есть ли у тебя сын или дочь? - Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает. - Может быть, ты посадил дуб? - Нет, не посадил я дуба. - Может быть, взлелеял поле? - Нет, не взлелеял я поля. - Ну так значит, ты песню сложил? - Нет, и песни я не сложил. - Так кто же ты такой? Что ты делал всю жизнь свою? - изумились люди. Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке - окаменевший след маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле! - с горечью подумал человек. - Но ведь этого мало... Не так надо было жить!» Вопросы: 1. Чем измеряется жизнь? Прожитыми годами - скажете вы. Ну а если человек прожил долгую, но бесполезную жизнь - никому не помог, ничего хорошего не оставил после себя? Вот и выходит, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, какой ты след оставишь на земле. Чем измеряется жизнь? Мы все умрем: людей бессмертных нет, И это всем известно и не ново, Но мы живем, чтобы оставить след - Дом иль тропинку, дерево иль слово. (Р. Гамзатов) 2. В чем, по-вашему, ценность жизни? 3. Как нужно прожить жизнь, чтобы вас помнили люди? Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно честно, совестливо, думая не только о себе, но и обо всем окружающем, чаще задаваясь вопросами: зачем и для чего я живу? что я дал другому? что доброго оставлю после себя? 4. Стараетесь ли вы делать что-то полезное и памятное для людей? Что? Расскажите об этом. Оставляет ветка плод, Оставляет пчелка мед, Нивы - золото зерна, Золотой янтарь - сосна, Овцы - тонкое руно, Лозы - пряное питье, Оставляет человек Имя доброе свое. (О. Дриз) Задание 1 Что вы знаете о жизни своих бабушек, дедушек? Расскажите, как они прожили жизнь, какой оставили след на земле. Нет! Никогда не умирает тот, Чья жизнь прошла светло и беспорочно, Чья память незабвенная живет, В сердцах людей укоренившись прочно. (Лопе де Вега) Задание 2 Прочтите стихотворение Ф.И. Тютчева и изречение А.М. Горького. С каким из авторов вы согласны? Напишите сочинение, раскрыв в нем смысл выбранного изречения. Тему сформулируйте самостоятельно. На день надо смотреть как на маленькую жизнь. (А.М. Горький) Не рассуждай, не хлопочи! Безумство ищет, глупость судит – Дневные раны сном лечи, А завтра быть чему - то будет. Живя, умей все пережить: Печаль и радость, и тревогу – Чего жалеть? О чем тужить? День пережит - и слава Богу! (Ф. Тютчев) Задание 3 Есть ли у вас жизненные цели? Какова самая большая цель? Напишите сочинение «Цель моей жизни».
Задание 4 Напишите сочинение по выбору: «Жизнь - нескончаемый экзамен», «Человек оставляет людям песни, книги и города», «О, я недаром в этом мире жил!»
Задание 5 Прочтите стихотворение В. Сидоренко - какова его главная мысль? Попробуйте прокомментировать каждую строфу стихотворения. Мы родом все из Октябрей, Роддом - тот самый Бронепоезд. И мы от пяток до бровей Добра и зла живая повесть. Основой жизни ложь была: Борьба за мир кругом кипела – В нас выжгли лучшее дотла В нечеловеческих пределах. Но все хорошее в душе, Еще скрываясь и болея, Освободится от клише И, верю, в каждом повзрослеет. Вот долгожданная пора, Когда еще решить не поздно: Сейчас я - лучше, чем вчера, Я завтра - лучше, чем сегодня. Всем выдан Господом кредит По-разному (к чему лукавить): Один лишь в жизни наследит, Другой же след навек оставит. |