Пятница, 22.06.2018, 14:28

Служба примирения "Радость" МАОУ"СОШ"...

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 129
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Основы конфликтологии

ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!

Что такое конфликт? Из собственного опыта знаю, что это какая-то ссора, выяснение отношений. Люди начинают обижаться друг на друга, порой не могут найти "общий язык”. И всегда стоит вопрос – уступить или нет? Как правильно поступить?

Выделяют шесть возможных вариантов действий в конфликтной ситуации:

 1. Уход от разрешения противоречия, от столкновения, перевод на другую тему – то есть избегание решения проблемы. Фактически это просто откладывание конфликта – возможно, со временем все само собой утрясется, либо появится возможность все взвесить и т.д. Реально же в большинстве случаев участники просто получают отсрочку, после которой им все же приходится встать с проблемой лицом к лицу.

2. Сглаживание конфликта – одна из сторон может внешне согласиться с претензиями, при этом внутренне полностью или частично оставаясь убежденной в своей правоте. Таким действием мы просто стараемся успокоить партнера, фактически, как и в первом случае, перенося разрешение вопроса в будущее. Отрицательная сторона такого подхода в том, что мы вроде бы даем партнеру понять, что согласны с ним, но по прошествии некоторого времени он может обнаружить, что это не так.

3. Компромисс – нахождение приемлемого для обеих сторон решения. С одной стороны, такой подход предполагает более или менее открытое обсуждение проблемы и снимает напряженность, с другой же – часто следует принципу «ни нашим, ни вашим», оставляя участников все же неудовлетворенными решением.

4. Конфронтация предполагает столкновение, при котором участники настаивают на своем, не принимая во внимание позицию другого. Может следовать за накоплением одной из сторон достаточного числа претензий (возможно, мелких, но уже в изрядном количестве). Наступает момент, когда «чаша переполняется» и инициатор выдвигает серьезные претензии, зачастую и не рассчитывая получить приемлемый ответ. Но даже в этой ситуации можно найти положительную сторону – конфронтация способна раскрыть партнеров, дать им возможность взглянуть друг на друга (и на самих себя) по-новому.

5. Принуждение – поведение, считающееся наиболее неблагоприятным. Имеется в виду прямое навязывание другому того варианта разрешения ситуации, который устраивает инициатора. Положительная сторона – возможность быстро разрешить спор (если, конечно, есть реальная возможность «сделать по-моему»), отрицательные – все остальные. Естественно, именно такое поведение сильнее всего задевает «более слабую» сторону, и инициатору всегда следует учитывать возможность того, что в следующий раз нынешний ответчик может попытаться взять реванш.

6. Сотрудничество – в отличие от компромисса предполагает не взаимные уступки (как бы оба в относительном минусе), а совместную деятельность и развитие.

О поведении в конфликтной ситуации представителей различных личностных типов.

Личности когнитивного типа чаще склонны к реакции ухода. В конфликтной ситуации они склонны объяснять, выслушивать, выстраивать мыслительные схемы для обоснования собственной точки зрения. «Мыслители» оказываются наиболее чувствительны к противоречиям, затрагивающим ценностную сферу, либо к конфликтным ситуациям в близких отношениях.

Коммуникативный тип обычно не склонен к затягиванию конфликтов, ведь для него общение играет первостепенную роль. «Собеседники» часто готовы сгладить конфликт или искать компромисс по принципу «худой мир лучше доброй ссоры». Однако в споре «собеседники» весьма чувствительны к тому, как другие оценивают их эмоциональную сферу и коммуникативные способности.

Индивиды практического типа, естественно, склонны к более активной позиции в споре. Пожалуй, «практик» более других склонен к принуждению, но также и к сотрудничеству (не к компромиссу). Восприимчивы представители практического типа к оценкам их профессиональной успешности, их деятельности и т.д.

Закон Третьей стороны

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПРОИЗОШЛА ССОРА, НЕИЗВЕСТНАЯ ТРЕТЬЯ СТОРОНА ДОЛЖНА АКТИВНО РАЗЖИГАТЬ ЕЁ МЕЖДУ ДВУМЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ ПРОТИВНИКАМИ. ХОТЯ ОБЩЕПРИЗНАННОЕ УБЕЖДЕНИЕ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ДЛЯ ДРАКИ НУЖНЫ ДВОЕ, НА САМОМ ДЕЛЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА СУЩЕСТВОВАТЬ ТРЕТЬЯ СТОРОНА, КОТОРАЯ И ДОВОДИТ ДЕЛО ДО РЕАЛЬНОГО КОНФЛИКТА.

Конфликт в семье

При разрешении супружеских конфликтов правильный подход состоит в том, чтобы оба супруга занялись тщательным поиском третьей стороны. Они могут вначале найти много причин конфликта. Однако эти причины — не живые существа (не люди). Искать надо третью сторону, то есть обычного, живого человека. Когда оба конфликтующих найдут третью сторону и обнаружат доказательства её причастности — ссоре наступит конец.

Иногда двое ссорящихся неожиданно решают избрать третьего в качестве объекта обвинений. Это прекращает ссору. Порой этот человек на самом деле не является третьей стороной, и тогда в дальнейшем ссор будет ещё больше.

Супружеские конфликты — обычное явление. Брак можно спасти, если обе стороны действительно проанализируют факты и обнаружат того, кто был причиной конфликтов. За весь период супружеской жизни третьих сторон может оказаться несколько, но только одна действует в каждый отдельно взятый момент.

«Причины, лежащие в основе» конфликта следует читать как «скрытые подстрекатели».

Не существует конфликтов, которые нельзя было бы разрешить, за исключением тех случаев, когда настоящие подстрекатели остаются в тени.

Ложные сообщения — это письменные или устные заявления, которые оказываются беспочвенными, вводят в заблуждение или содержат заведомую ложь. Подача ложных докладов.

Ложное восприятие. Человек видит то, чего не существует, и докладывает о том, что он «увидел», как о «факте».

Получив обвинение или «доказательство», руководитель должен провести расследование: не является ли оно ложным сообщением или ложным восприятием.

Третья сторона — это тот, кто создаёт посредством ложных сообщений раздоры между двумя людьми, человеком и группой или между двумя группами.

Чтобы найти третью сторону, необходимо задать тем, кто вовлечён в конфликт, вопросы такого типа:

1. А.Говорили ли вам, что к вам кто-то плохо относится?

Б. Что было сказано?

В. Кто это сказал?
2. А. Говорили ли вам, что кто-то — плохой человек?
Б. Что было сказано?
В. Кто это сказал?
3. А. Говорили ли вам, что кто-то поступает неправильно?
Б. Что было сказано?
В. Кто это сказал?
4. А. Говорили ли вам, что какая-то группа плохая?
Б. Что было сказано?
В. Кто это сказал?

У этих вопросов должен быть ограничитель типа: «На вашей работе. . . ?», или «В вашей супружеской жизни. . .?», или «В этой семье. . . ?». Затем, собрав все указанные в ответах имена и подсчитав, сколько раз встречается каждое, вы обнаружите, что одно имя упоминается гораздо чаще других. Затем вы проводите расследование в отношении этого человека.

А лучше – живите Мирно!  Миритесь – и не деритесь!