Воскресенье, 19.08.2018, 14:33

Служба примирения "Радость" МАОУ"СОШ"...

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 129
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Словарь ювенальной юстиции(2)

Медиация (посредничество) - процесс, в котором жертва (ы) и правонарушитель (и) встречаются для обсуждения проблемы с участием третьего беспристрастного лица (медиатора) либо непосредственно «лицом -к- лицу», либо заочно. Цель медиации – дать возможность жертве (ам) выразить свои чувства и претензии, а правонарушителю (ям) – осознать и признать свою ответственность». Заглаживание вины обидчиком перед пострадавшим – в контексте медиации – помогает восстановлению права пострадавшего на возмещение ущерба (физического, эмоционального), причиненного ему в результате преступления. Если жертва не желает получить компенсацию лично, то она может быть сделана местному сообществу, где проживают обе стороны конфликта. Компенсация может включать как извинение, финансовую выплату, работы и услуги по возвращению или ремонту вещей, так и добровольное участие нарушителя в реабилитационных и образовательных программах. Медиация в уголовных делах допустима в прямой или непрямой формах. Медиацию могут осуществлять профессиональные медиаторы или специально-обученные добровольцы. Медиация может осуществлять под эгидой организации уголовной юстиции или на базе независимого органа местного сообщества.

Неоклассическая парадигма социального контроля преступного поведения, пришедшая на смену своей предшественнице в конце 70-х годов XX столетия, на сегодняшний день является главным конституирующим подходом СКП в некоторых современных западных странах, например, в США, Канаде, Великобритании. Данная парадигма хотя и стремится к достижению некого компромисса между классическим подходом и подходом индивидуализированного обращения, но, как ясно уже из названия, в большей степени воспроизводит основы первой из них. Решающим в определении вины и меры наказания преступника вновь становится преступление, им совершенное, а лишь после учитываются его личностные особенности (возраст, состояние психического и физического здоровья и т. п.). В рамках неоклассической парадигмы наблюдается отход от частного предупредительного эффекта наказания и усиленное акцентирование внимания на его общем сдерживающем значении.

Несовершеннолетний - человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, то есть реализацию в полном объеме провозглашенных человеку и гражданину Конституцией и другими законами страны субъективных прав и юридических обязанностей. Согласно Российскому законодательству, несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Неформальный контроль преступности основан на осуждении преступного поведения индивида со стороны семьи, друзей, коллег, а также членов местного комьюнити.

Охранительная ориентация ювенальной юстиции (приоритет охранительной функции правосудия по делам несовершеннолетних перед функцией уголовного преследования и наказания. Речь идет как об усиленной судебной защите несовершеннолетнего, так и о желательности выведения подростка из официального уголовного процесса).

Парадигмы социального контроля устанавливают приоритеты, определяют ключевые вопросы, формируют параметры политических дискуссий обо всех вопросах и аспектах оформленной реакции общества и государства на преступное поведение отдельных граждан, несущее в себе угрозу установленному социальному порядку. В профессиональном криминологическом дискурсе на сегодняшний день принято различать четыре теоретические парадигмы, которые по-разному определяют фокус научного рассмотрения и понимания проблем преступного поведения и оформленной социальной реакции на него (социального контроля): классическую, индивидуализированного обращения (исправления), неоклассическую и восстановительную парадигмы.

Принципы медиации (основные) – отражают существенные принципы медиации и проясняют важную роль, которую она играет для системы уголовной юстиции. Таковыми принципами являются: добровольное участие сторон; конфиденциальность процедуры; общедоступность медиации для жертв и правонарушителей, в том числе и на разных стадиях уголовного процесса; самостоятельность служб медиации в рамках системы уголовной юстиции.

Принципы ювенальной юстиции, отличающие ее от общеуголовной юстиции: социальная насыщенность; преимущественно охранительная ориентация; индивидуализация судебного процесса.

Программа примирения жертв и правонарушителей (victim-offender reconciliation program – VORP), как тип восстановительных программ, также известна под названием «медиация жертв и правонарушителей» (victim-offender mediation program –VOMP). Данный тип программы является самым распространенным в мире.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних - процесс предупреждения негативных тенденций социального развития ребенка в нестабильных условиях микросреды.

Реабилитация несовершеннолетнего – комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление несовершеннолетнего в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и глазах окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в его развитии.

Семейные конференции (family group conferences – FGC), как тип восстановительных программ – появились в Новой Зеландии и базируются на традициях коренного населения майори. В 1989 году в Новой Зеландии был принят Закон «О детях, подростках и их семьях», согласно которому несовершеннолетние в случае совершения ими преступлений (кроме убийств) направляются на семейные конференции. Кроме представителей ближайшего социального окружения в них участвуют социальные работники, адвокаты, полицейские. Решения здесь принимаются в результате обсуждений и при достижения консенсуса. В 1990-е годы опыт Новой Зеландии распространился и закрепился в Австралии.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Социальная насыщенность ювенальной юстиции (широкое использование в судебном процессе неюридических специальных знаний, в акценте на изучение социальных условий жизни несовершеннолетних, представших перед судом, социально-психологических принципов их личности).

Социальная реабилитация дезадаптивных детей и подростков – система комплексных мер, направленных на восстановление разрушенных или временного утраченных подростками общественных связей и отношений вследствие их девиантного поведения. Эффективность социальной реабилитации определяется уровнем социализации подростка, его способностью адаптироваться и участвовать в конструктивных общественных отношениях.

Социальное расследование – основной метод работы специалиста по социальной работе при осуществлении индивидуального социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя. Социальное расследование специалист проводит в каждом случае взятия подростка на индивидуальное сопровождение. Социальное расследование как метод работы включает в себя: получение и сбор информации об образе жизни несовершеннолетнего и его ближайшего окружения; отбор релевантной информации; анализ информации и предложение возможных путей разрешения проблемной ситуации; принятие совместно с подростком решения, направленного на изменение сложившейся неблагополучной ситуации.

Социально-педагогическая реабилитация детей и подростков – комплексные меры, направленные на их возвращение, включение, реинтеграцию в общество (семью, школу, класс, коллектив, систему учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

Социальный контроль преступного поведения – целенаправленное влияние общества на поведение индивида в целях обеспечения «здорового» социального порядка. Социальный контроль играет важную роль в предупреждении преступности. Именно ослабление социального контроля ведет к росту уровня преступности. В обществе функции социального контроля преступности выполняют различные социальные институты. Институты контроля преступного поведения подразделяются на институты формального (официального) и неформального (неофициального) контроля.

Типы программ восстановительного правосудия. В современном мире используются разнообразные программы восстановительного правосудия: программа примирения жертв и правонарушителей; круги правосудия; семейные конференции.

Формальный контроль преступности основан на применении мер наказания со стороны официальных органов власти и организаций, для которых предупреждение и своевременное реагирование на преступное поведение индивидов является их главной функцией.

Формы медиации. Медиация может принимать различные формы и часто они сочетаются друг с другом.

Функции ювенальной юстиции - это институциональный ответ общественным потребностям и ожиданиям в наложении санкций на несовершеннолетнего правонарушителя, в обеспечении общественной безопасности, в реабилитации правонарушителя и в содействии возмещению ущерба жертвам преступлений.

Ювенальная юстиция – весьма сложное множественное целое – комплекс концепций и «схем» влияния на подростков, масса конкретно-практических ситуаций воздействия на человека, семью, первичные группы (непосредственное окружение подростка), а также социальные институты. (2) Ювенальная юстиция – это особая форма деятельности и знания. (3) Система ювенальной юстиции той или иной страны является уникальным комплексом, уникальной констелляцией концепций и форм организации (схем) деятельности, определяемой особенностями истории и правовой системы. В рамках каждой такой системы реализуется не только множественность, но и особая связь кооперации различных специалистов, позволяющая им взаимодействовать в относительном единстве.