Суббота, 27.04.2024, 16:24

Служба примирения "Радость" МАОУ"СОШ"...

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 129
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Что такое круг


Круг – это очень эффективный подход, который способствует привлечению к решению проблемы всех заинтересованных лиц и обеспечивает их активное участие в обсуждении ситуации и принятии решений. Главной особенностью Круга есть то, что каждый из участников имеет возможность высказать свое собственное мнение и быть услышанным другими участниками круга.
Круг – это собрание людей, равных для общения относительно сложных вопросов, проблем, в атмосфере взаимоуважения и заботы согласно определенным правилам.
В зависимости от цели, с которой проводится Круг, процедура может называться: «Круг принятия решений», «Круг примирения», «Круг поддержки», «Круг формирования ценностей» и т.д.
Круг решения проблемы характерно для тех конфликтов, где в ситуацию втянуто много людей. В учебных заведениях Круг решения проблем используется, когда возник конфликт в классе, и к нему причастно значительное количество учеников. Во время проведения Круга решения проблемы группа обсуждает, что случилось; каждый имеет возможность высказаться по поводу конфликта и быть услышанным. После этого группа переходит к обсуждению того, каким образом можно решить сложившуюся ситуацию. Важно помнить, что решение проблемы должно удовлетворить каждого участника Круга, только тогда процедура может быть завершена.
Круг принятия решений используется для того, чтобы община смогла с помощью этого упражнения принять взаимоприемлемое решение, которое удовлетворит всех. Свое мнение сможет высказать каждый, а не только наиболее активный, как это чаще всего бывает в классе. Круг принятия решений применяется тогда, когда существует много возможных вариантов решения важного вопроса. Его цель - донести эти варианты до всех членов общины и выбрать наилучший из предложенных во время общего обсуждения.
Тематические круги зависят от возраста и деятельности людей, которые находятся в Кругу. Например, интересными тематическими кругами для 9-х классов являются Круги на тему любви, дружбы, межличностных отношений и т.п. Самое главное, чтобы тематика Кругов была согласована с классами. Можно предварительно спросить у них, что именно их интересует, или же задать такой вопрос на самом Кругу: «О чем вы хотите поговорить?».
Круги исцеления проводятся для подростков, которые прошли процесс медиации. Именно с помощью таких Кругов проходит их восстановление в общине. Цель таких Кругов – улучшение взаимоотношений между людьми и возвращение их к тем отношениям, которые были до конфликта. Традиционно такие Круги начинаются с ценностей, а потом происходит обсуждение сложившейся ситуации, результаты медиации и перспективы восстановления отношений.
Круги на родительских собраниях повторяют все вопросы Круга ценностей. А после этого родителям задают вопрос об их детях, например: «С каким настроение ваш ребенок идет в школу? С каким возвращается? Какие изменения произошли с ним от начала учебного года?». Лучше эти вопросы согласовать с классным руководителем.

Процесс обсуждения в Кругу основывается на принципе взаимоуважения, который обеспечивает сама процедура и правила проведения круга.
 В Кругу присутствует ведущий (Хранитель Круга) – лицо, которое информирует участников о правилах, формулирует вопросы для обсуждения, следит за тем, чтобы участники придерживались процедуры, и несут ответственность за атмосферу взаимоуважения, поддержки и толерантного отношения.
Кроме этого, важным элементом Круга является Мовник – это символичный предмет, который передается из рук в руки от одного участника другому и дает право говорить. Перед тем, как начать работать в Кругу, собравшиеся должны выбрать для себя Мовник, это должен быть важный, символичный предмет, который будут уважать все участники Круга. Обычно, медиаторы ШСC на первом собрании решают, каким будет этот предмет
Правила Круга непосредственно связаны с Мовником, к ним относят следующие:
• Мовник всегда движется по кругу по часовой стрелке («за солнцем»). Каждый участник должен дождаться своей очереди.
• Говорить имеет право лишь тот, кто держит в руках мовник, или тот, кто получил особенное право от Хранителя Круга.
• Каждый имеет право передать Братину следующему, сохранив молчание, если ему нечего сказать или он/она не хочет говорить.
 • Никто не имеет право покинуть Круг, пока он не завершился.
 • Мовник продолжает двигаться по кругу до тех пор, пока остается человек, которому есть что сказать по поводу дискуссии. Круг заканчивается тогда, когда мовник обойдет всех, и все сохранят молчание.
 Традиционно устанавливаются следующие принципы:
• Все, что возникло в Кругу, в нем и остается: личная информация, высказанная в Кругу, считается конфиденциальной за исключением случаев, когда возникает угроза безопасности участников.
• Каждый из участников соглашается уважать всех остальных и высказываться доброжелательно, в спокойной манере как о хорошем, так и о плохом, оставляя время для других, чтобы они могли высказаться.
• Каждый должен слушать с уважением, «и сердцем, и душой».
• Все должны уважать процедуру и оставаться в Кругу до тех пор, пока оно работает в поисках решения проблемы, которая обсуждается.
Держа в руках мовник, участник Круга должен уважать процедуру, других участников, при этом говорить:
• «от сердца», честно и открыто;
 • с уважением к присутствующим;
• коротко и лаконично, чтобы дать возможность высказаться другим;
• по сути вопроса, который обсуждается в Кругу.
Перед началом Круга всех участников предупреждают, что если они не хотят пройти данную процедуру, то они должны покинуть место до начала, после начала они не имеют права :
• выходить из круга
• перемещаться без разрешения Хранителя Круга
 • покидать круг не дождавшись окончания

А так же перед началом круга всех участников предупреждают, что нужно отключить телефоны. Церемония открытия круга проходит так: все участники встают, одну ладошку поднимают вверх, а вторую опускают при этом все хором говорят: «Мир»
В кругах ценностей, участники должны ответить на вопросы:
• Кому вы хотите сказать спасибо
• Чтобы вы хотели изменить в нашей школе
• Что вы цените в людях
Определяя общие ценности, группа достигает взаимопонимания и одинаково воспринимает значение каждой из ценности Круга. Одинаковое понимание ценностей важно для группы, поскольку это содействует установлению атмосферы доверия и сплоченности членов группы. Часто перечень ценностей в разных группах повторяется, однако толкование может отличаться. Чаще всего в перечень самых важных ценностей входят:
Уважение. Прежде всего эта ценность означает признание права других людей отличаться от нас, иметь другие взгляды и убеждения. Признавая уникальность каждого человека, ми проявляем уважение как к окружающим, так и к себе. Уважая личность, ми видим в ней прежде всего личностные качества, не зависимо от совершенных ею поступков.
Честность. Данная ценность означает, что человек готов быть искренним, прежде всего с самим собой. Когда мы признаем свои мысли и убеждения и начинаем действовать в соответствии с ними, бес страха открыть себя другим, мы становимся честными с людьми, которые нас окружают.
Сопереживание. Умение поставить себя на место другого и понять, что он чувствует, улучшает понимание между людьми и сокращает расстояние между ними. Сопереживая, мы перестаем осуждать человека, учимся понимать его поступки и мотивы, которые подвигли его действовать таким образом в определенной ситуации.
Способность прощать. Когда мы учимся прощать и понимать себя, в то же время мы чувствуем, что пришли к пониманию других и овладели способностью прощать их. Чтобы научиться прощать, нужно увидеть позитивные стороны в человеке. Прощение приходит через понимание и оправдание.
Любовь. Данная ценность проявляется через ряд других, таких, как понимание, уважение, искренность, и учит нас не выделяться от других, а наоборот, искать понимание с каждым, кто нас окружает, поскольку любовь имеет множество разновидностей, поэтому может проявляться как в близких межличностных отношениях, так и в общественных отношениях.

Список ценностей, которые устанавливаются группой, не имеет исключений, поскольку все они взаимосвязаны, а формирование одной зависит от наличия других. Принятие и осознание ряда общих ценностных категорий вызывает у группы понимание и содействует способности решать поставленные в Кругу вопросы вместе, взаимодействуя друг с другом и признавая равенство всех участников.