Суббота, 27.04.2024, 16:22

Служба примирения "Радость" МАОУ"СОШ"...

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 129
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Словарь ювенальной юстиции

Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Возраст минимальной уголовной ответственности несовершеннолетнего - в Уголовном кодексе РФ установлены два возрастных уровня наступления уголовной ответственности: с 14 и 16 лет. За подавляющее число преступлений (виновно общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания) ответственность наступает с 16 летнего возраста. Лишь за небольшое количество особо опасных преступлений, уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Воспитательное сопровождение несовершеннолетнего - комплекс мер, направленных на разрешение возникших у несовершеннолетнего проблем, конфликтных ситуаций, которые влекут за собой его девиантное и (или) делинквентное поведение; оказание реальной действенной помощи несовершеннолетнему; контроль за его поведением на протяжении всего периода его сопровождения. В ходе воспитательного сопровождения ведущая роль отводится специалисту по социальной работе с молодежью, задачей которого является мотивация несовершеннолетнего на активное поведение по разрешению возникших в его жизни проблем и оказание консультативной, направляющей помощи несовершеннолетнему.

Восстановительная парадигма социального контроля преступного поведения вряд может быть названа самой молодой из существующих парадигм. Согласно Х. Зеру, зачатки восстановительного правосудия можно обнаружить еще в естественном праве и на страницах Библии и Корана. Начиная с конца XX столетия, данная парадигма активно завоевывает все больше социального пространства и сторонников на всех мировых континентах. Уже с конца 1980-х десятки восстановительных программ, в том числе и по примирению жертвы и правонарушителя, успешно действуют в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, других европейских странах. С конца 1990-х годов эксперименты по внедрению восстановительного подхода проводятся и России. Восстановительная парадигма правосудия понимает правонарушение как конфликт - событие, разорвавшее социальную ткань жизни местного сообщества. Главная задача правосудия, поэтому заключается в восстановлении баланса социальной жизни людей, утраченных ими в результате конфликта, примирении его сторон-участников, опираясь, преимущественного на механизмы неформального контроля. Если в рамках предшествующих парадигм участвовали три стороны – государство, преступник и общество, то в рамках восстановительной парадигмы впервые привлекается четвертая сторона – жертва преступления. Социальный контроль, как реакция на преступление несовершеннолетних, в восстановительной парадигме подразумевает реализацию трех главных принципов. Во-первых, способствование пониманию и осознанию нарушителем последствий собственных действий, факта причиненного им/ею вреда, боли другому человеку. Во-вторых, способствование повышению внимания к чувствам и потерям пострадавшей стороны. В-третьих, способствование, стимулирование неформального контроля со стороны семьи, местного сообщества, укреплению их коммунитарности, т.е. восстановления «разорванной социальной ткани».

Девиантное поведение несовершеннолетних – поведение, отклоняющееся от социальных и моральных норм, принятых в обществе.

Делинкветное (противоправное) поведение несовершеннолетних - поведение, нарушающее установленные правовые нормы и приводящие к правонарушению

Добровольное участие сторон, как принцип медиации - добровольное согласие правонарушителя предпринять какое-либо иное действие, например, поработать на сообщество или принять участие в реабилитационной программе («косвенное возмещение вреда»).

Индивидуализация судебного процесса в ювенальной юстиции (в центре судебного процесса оказывается не преступление, а личность несовершеннолетнего. Судья по делам несовершеннолетних действует совместно со своей «командой»: судебными социальными работниками, службой пробации/воспитательного надзора, психологическими службами и др.).

Индивидуализированное обращение (исправление) как парадигма социального контроля преступного поведения пришла на смену классической парадигме с середины XIX в. С развитием биологии, медицины, психиатрии, психологии и социологии акцент с преступного деяния постепенно смещается на самого правонарушителя. Изучение, диагностика и исправление отклоняющегося от нормы поведения индивида становится главной задачей социального контроля преступности на уровне теории и практики. Утверждалось, что индивид совершает преступные деяния в силу ряда причин, имеющих различную природу (медицинский диагноз, психическое расстройство, социальная неустроенность и т.д.). Необходимо изучать причины преступного поведения, обеспечивать правильный уход и индивидуализированное обращение с правонарушителем - что позволит его не только и не столько «наказывать», сколько «лечить», «исправлять», «перевоспитывать» для того, чтобы вернуть обратно в общество. С расширением категориального аппарата, определяющего причины преступного поведения индивидов, расширяется круг специалистов и профессионалов, занятых в производстве необходимого «знания», и сеть социальных институтов, включенных в процесс «индивидуализированного обращения» с правонарушителем. В конце XIX – начале XX вв. в США, а затем в странах Западной Европы создаются специальные суды для несовершеннолетних (‘juvenile courts’) и формируется система правосудия в отношении несовершеннолетних ('juvenile justice'). Противоправное поведение несовершеннолетних начинает рассматриваться как нарушение процессов нормативно-приемлемой социализации. Вмешательство компетентных органов методами, адекватными личностным проблемам и нуждам несовершеннолетнего правонарушителя, имело своей задачей исправление этого социального отклонения. Меры СКП несовершеннолетних в рамках подхода индивидуализированного обращения (исправления) прямо противопоставлялись традиционным (классическим) мерам наказания и позиционировались как менее клеймящие, дорогостоящие, патерналистские и пристрастные. Подход критиковался за то, что главной его задачей становится не «общий сдерживающий эффект» социального контроля, а «частное предупредительное» значение для отдельных правонарушителей. Парадигма «индивидуализированного обращения» полностью фокусируется на нуждах правонарушителя и не удовлетворяет ожиданиям и потребностям общества в повышении безопасности.

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Классическая парадигма социального контроля преступного поведения возникла в 18 веке в Европе в период рассвета эпохи Просвещения. Философия Просвещения определяла человека как рационального субъекта, имеющего волю и способность самостоятельно делать выбор и принимать решения. Выбор в пользу преступных действий является для человека осознанным, а потому должен влечь за собой полную ответственность преступника перед тем, против кого это преступление было совершено (т.е. государства). Во избежание «войны всех против всех» и с целью сохранения безопасности общества право оправления наказания имеет только суверен (государство). Цель уголовной системы наказания заключается, во-первых, в наказании преступника (частный предупредительный эффект наказания), а, во-вторых, в устрашении и удержании других граждан от преступного способа получения выгод и разрешения конфликтов (общий сдерживающий эффект наказания). В рамках классической парадигмы фокус внимания направлен на сам акт преступления, а не преступника и не на отношения преступника и его жертвы. В рамках классической парадигмы уже существовало разделение индивидов на взрослых и детей, исходя из представлений о зрелости, сформированности сознания и воли. Государство как главный гарант соблюдения прав, свобод и высших интересов обладает монополией на вынесение окончательного судебного решения и должного устройства детей-правонарушителей. Государству принадлежали широкие дискреционные полномочия, а работа с несовершеннолетними правонарушителями замкнута внутри государственных учреждений: «зависимый статус несовершеннолетних являлся достаточным основанием для произвольного вмешательства в жизнь детей». Данный подход известен в юридической и криминологической литературе как философия «государство как родитель» (‘parens patriae’).

Конфиденциальность процедуры, как принцип медиации - обмен мнениями о случившемся для лучшего взаимопонимания между пострадавшим и правонарушителем.

Круги правосудия (sentencing circles), как тип восстановительных программ, основаны на традициях северо-американских индейцев и проводятся преимущественно в Северной Америке. Особенность программы состоит в привлечении представителей местных сообществ и социального окружения сторон: друзей, родственников.