Пятница, 29.03.2024, 17:06

Служба примирения "Радость" МАОУ"СОШ"...

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 129
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Жестокость

Тот, кто не имеет сострадания, жесток.

(Б. Мандевиль)

            Беседа:

1. Послушайте отрывок из стихотворения Н. Некрасова и ответьте на вопросы.

Под жестокой рукой человека

Чуть жива, безобразно тоща,

Надрывается лошадь-калека,

Непосильную ношу влача.

Вопросы:

1.1. Почему автор называет человека жестоким? В чем проявляется его

жестокость?

Сострадание к животным так тесно связано с добротою харак­тера, что можно с уверенностью утверждать, что не может

быть добрым тот, кто жесток с животными.

(А. Шопенгауэр)

Всякий жестокий человек есть человек слабый, бессильный и боль­ной. Сильный человек есть человек дарящий, помогающий, осво­бождающий, любящий...

(Н. Бердяев)

1.2. Если человек безжалостно истребляет животных, ломает ветви деревь­ев, стреляет птиц, как можно охарактеризовать его поступки?

Захворал воробушек,

Воробушек-хворобушек.

Ранен был он гадкой,

Знать бы чьей, рогаткой.

                                   Чистит перышки свои, -

Выпал камешек в крови.

(Е. Евтушенко)

2. Дайте определение понятию «жестокость». Подберите слова с

противоположным значением.

Жестокость - безжалостность, беспощадность, бесчеловечность. Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.

(Гельвеции)

Жестокость — это порождение злого ума и часто трусливого сердца.

(Л. Ариосто)

Жестокость всегда проистекает от бессердечности и слабости.

(Сенека)

Каждому нормальному человеку хочется, чтобы его окружали доб­рые, уважающие его люди, чтобы не надо было бояться выйти на улицу поздно вечером, чтобы не надо было запирать свою квартиру на две же­лезные двери и три разные замка, чтобы не надо было строить на окнах

решетки, чтобы, встретив на улице незнакомого человека, не надо было бояться, что он тебе может сделать что-то плохое. Но жестокость все-таки существует.

Вспомните историю. Ведь не было ни одного периода в жизни человечества, ни одного года, когда на земле не велись бы кровопролитные войны. Вот и сейчас в разных, так называемых горячих точках, идут бои, льется кровь, убивают людей, порой ни в чем не повинных.

 

Не дай нам, Господи, сорваться!

Нам слово Божие верни -

В мелеющую речь славянства,

В горячечную речь Чечни.

Чей мальчик в маске или в каске?

Он в Нальчике шел в первый класс...

 Обертывается эхом Кафки

 Братоубийственный Кавказ?!

 

Спать не дают мне безыскусные

Слова танкиста среди тел:

«Я не могу наматывать на гусеницы

женщин и детей».

(А. Возиес)

«Иногда мы слышим упрек: «Около двадцати веков христианство проповедует любовь к ближнему, но эти проповеди не могли поме­шать тому, что время от времени человечество ввергалось в кровопро­литные войны». Хотелось бы спросить: сколько времени существует медицина? Как будто очень много, и, несмотря на это, люди болеют. Мы не знаем, что было бы с человечеством, если бы медицина не бо­ролась всеми доступными ей мерами с эпидемиями. Мы не знаем и того, что было бы с человечеством, если бы христианская религия не боролась, в частности, с войнами и людскими пороками».

(Св. Лука (Войно-Ясенецкий)

Христианская заповедь гласит: «Не убий». Убить, то есть лишить кого-либо самого величайшего дара - дара жизни - большой грех. Убий­ство считается одним из смертных и самых страшных грехов.

На кого и почему, по-вашему, не распространятся эта норма:

* на комаров;

* на всех животных;

* на инопланетян;

* на врагов отечества;

* на личных врагов;

* на убийц;

* на кого-то еще?

Исходя из таких мотивов, по-вашему, нельзя убивать:

* потому что попадешь в тюрьму;

* потому что в ответ могут тоже убить;

* потому что жизнь человека священна;

* потому что никого нельзя воскресить;

* потому что никакое преступление не стоит жизни;

* почему еще?

Убийство - это не только физическое устранение человека, лишение его жизни. Близки к совершению настоящего убийства и те, кто убивает и мучает животных и птиц, морит их голодом, истязает побоями, кидает в них камнями и палками; те, кто в ярости пускает в ход кулаки, нанося по­бои ближнему своему; те, кто по какой-либо причине вовремя не оказы­вает помощи умирающим, больным, пострадавшим; те, кто в гневе и раз­дражении осыпает бранными словами окружающих (каждый из вас на се­бе испытал, как убивает злое, жестокое, язвительное слово); те, кто под­стрекает товарищей к отмщению обид; те, кто растлевает приятелей и знакомых наркотиками, алкоголем, табакокурением, пошлыми разгово­рами и развратными действиями.

Блаженный Августин говорил: «Не думай, что ты не убийца, если ты наставил ближнего твоего на грех. Ты растлеваешь душу соблазненно­го и похищаешь у него то, что принадлежит вечности». Приглашая на пьянку, подстрекая к отмщению обид, развращая окружающих скверны­ми анекдотами, пошлыми разговорами и пр., ты растлеваешь душу ближ­него, убиваешь ее. Кроме того, невоздержанная жизнь, объедение, пьян­ство, табакокурение, разврат, употребление наркотиков разрушают соб­ственное здоровье, человек медленно убивает себя, он самоубийца.

3. Как считаете вы? Какова же природа насилия и жестокости?

 Насилье - в сущности людей,

Насилием богат наш свет;

 И люди только от нужды

Не нанесут соседям вред.

(Самаркади)

Вопрос о том, почему совершаются преступления и проступки лю­дей, изучался издревле. Одни исследователи считают, что все зависит от индивидуальных особенностей человека (строения черепа, своеобразной внешности), другие полагают, что преступность напрямую связана с воз­растом (молодые люди, подростки, не отдают себе отчет о своих действи-ях и поступках), третьи думают, что все зависит от воспитания человека, от безысходности трудной жизни и т.д.

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему!

(Н. Рубцов)

Жестокость порождают разлад внутри человека, разлад и отчужденность, враждебность, подозрительность. Если обратиться к нашему времени, то оно особенно характеризуется отчужденностью людей, поте­рей сердечной связи, взаимного доверия и искренности, доброжелатель­ности. Даже среди членов одной семьи заметны желания объединиться, отгородиться перегородками, чтобы иметь свой, особый угол. Это происходит потому, что не создана гармония у каждого члена семьи внутри се­бя, чтобы на основе этого внутреннего мира искать и создавать мир и со всеми близкими, и со всеми другими людьми.

Жестокость также порождает и желание властвовать. Теперь никто и никому не хочет подчиняться, уступать, кого-то слушаться. Везде мы показываем свою строптивость и гордыню. Постоянно пребывая в ссорах, раздорах, вражде с ближними, мы делаемся все более холодными, бес­чувственными, жестокими, дикими, свирепыми. Это к нам относятся сло­ва апостола Павла: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом». Вы скажете - время такое жестокое, но таким жестоким это время сделали сами же люди.

4. Что, на ваш взгляд, должно предпринять государство, чтобы защитить людей от насилия, жестокости? Что должен сделать каждый конкретный человек?

Ищи мира и стремись к нему.

(Арх. Иоанн (Крестьянкин))

Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь ис­править его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы все люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому сделаться лучше.

(Л.Н. Толстой)

Каждый из нас должен погашать ненависть, прекращать вражду, мщение, уничтожать ссоры, изгонять лицемерие, угашать в серд­це памятозлобие и вместо него вводить все противоположное

любовь, радость, мир, благость, великодушие, словом, все собрание благ...

(Св. Григорий Нисский)

Берегите душевный мир. Учитесь общаться с собой и другими людь­ми. Умейте прощать обиды. Развивайте в себе кротость и смирение. Так, например, как писал в письме к своему другу А. Зосимовский: «Я Вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у Вас будет мир - Вы будете счастливы». Если каждый человек достигнет душевной гармонии, то в обществе исчезнет насилие и жестокость, общество станет гармоничным и добрым.

Задание 1

«Око за око, зуб за зуб» - принцип первобытной справедливости. «Если ударили тебя по одной щеке, подставь другую» - нравственная за­поведь. Разрешите ситуации с каждой из двух точек зрения.

Ситуации

1. У вас украли кроссовки.

2. Соседка незаслуженно оскорбила вас.

3. Другу досталось то, что предназначалось вам.

Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему

ближнему.

(Иоанн Златоуст)

Первая заповедь пришла к нам из Ветхого Завета, а вторая - из Но­вого Завета (Евангелия). В них резко сказывается различие в вопросе от­ношения к врагам. Если у полудикого человека возникало желание воз­дать за обиду в десять раз сильнее (это возникает и у современного чело­века), то древний религиозный закон (Библия) предписывал не воздавать обидчику более того, что получил от него. За удар нельзя отвечать убий­ством, за оскорбление - увечьем. «За око только око; за зуб только зуб», но не более того. Таков был закон древнего мира, но отнюдь не христиан­ства. Евангельская мораль, запрещая воздавать врагу злом за зло, призы­вает любить каждого человека, поскольку вообще каждый человек досто­ин уважения, она призывает людей, забыв о личных обидах, подняться на ту высокую ступень, когда все мелкое и личное уходит из человеческого сердца, становится ненужным. Христианская мораль возводит на ту вер­шину, когда человек стремится самого себя отдать на служение человече­ству, не подсчитывая, сколько людей ему дорого и сколько безразлично.

Задание 2

Насилие безнравственно в этическом плане, но на практике часто приходится его применять. Выберите вариант ответа на каждый из вопро­сов. Сделайте вывод — миролюбивый ли вы человек.

В каком случае вы оправдываете применение насилия: 

* при проведении полезных реформ;

* для обуздания преступников;

* для завоевания и удержания власти;

* для отпора внешнему врагу;

* в целях воспитания;

* в чем еще?

В каких случаях  вы сами способны на насильственные действия:

* в ответ на оскорбление;

* просто от злости;

* чтобы настоять на своем;

* если кто-то обидел дорогого тебе человека;

* чтобы боялись.

Задание 3

Может ли человек совершать жестокие поступки просто от невнима­тельности, от того, что не подумал, не предугадал, чем может обернуться его поступок? Прочтите рассказ «Змейка» и ответьте на поставленные вопросы. Напишите новую версию рассказа, представив себя в группе персонажей. Покажите, как ваше присутствие изменило бы ситуацию.

Змейка

Мальчик ловил рыбу в небольшом пруду недалеко от дома. День был жаркий, и рыба не клевала. Поудив несколько часов, он увидел в траве маленькую змейку. Мальчик не боялся змей, поэтому взял ее в руки и быстро за­сунул в стеклянную банку с плотно завинчивающейся крышкой. Перочинным ножиком он вырезал в крышке небольшую дырочку для воздуха.

Вечером после рыбалки мальчик понес домой пойманную рыбу и змейку в банке. Около дома ему повстречались приятели, и вскоре, забыв о змейке, он убежал с ними играть. Банка осталась стоять во дворе. Через неделю мальчик наткнулся на нее: змейка была почти высохшей, задыхающейся и полуживой.

Вопросы:

1. Можно ли поступок мальчика назвать жестоким? Почему?

2. Случалось ли вам проявлять в жизни жестокость? Что вы при этом чувствовали?

3.Можно ли помочь человеку избавиться от жестокости? Как?

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

(Конфуций)

Задание 4

Письменно прокомментируйте утверждение:

«Это хороший, добропорядочный человек, хотя у него есть склон­ность совершать жестокие и злые поступки, и он не чуток по отношению к другим».

Задание 5

По данному началу напишите небольшой рассказ.

«Раньше для исследования рациона питания рептилий (варанов, ящериц, змей) поступали так: их ловили, вспарывали живот, изучали ос­татки пищи и заносили данные в дневник научных наблюдений... Да, по­ хлеще, чем в средневековье. И вот в середине 80-х годов XX века одного биолога осенило...» Что же пришло ему в голову?

Нравственность должна быть полярной звездой науки.

(С. Буффлер).

Задание 6

Прочтите стихотворение М. Лохвицкой - к чему призывает автор? Напишите сочинение о бережном отношении ко всему живому, озаглавь­те его самостоятельно.

Не убивайте голубей.

Их оперенье белоснежно,

Их воркование так нежно

Звучит во мгле земных скорбей,

Где все - иль тускло, иль мятежно, -

Не убивайте голубей!

Не обрывайте васильков!

 Не будьте алчны и ревнивы.

 Свое зерно дадут вам нивы,

И хватит места для гробов.

Мы не единым хлебом живы, —

Не обрывайте васильков!

Не отрекайтесь красоты.

            Она бессмертна без курений.

К чему ей слава песнопений

И ваши гимны и цветы?

Но без нее бессилен гений, -

Не отрекайтесь красоты!

Задание 7

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz