Четверг, 25.04.2024, 11:42

Служба примирения "Радость" МАОУ"СОШ"...

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 129
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Нравственность

Все, что прекрасно — нравственно.

Г. Флобер

            Беседа

1. Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы мог­ли бы назвать?

Нравственность есть наука об отношениях, существующих меж­ду людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.

(П. Гольдбах)

Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных
людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки — счастье наибольшего числа
людей.

            (Гельвеции)

Мораль и нравственность - понятия-синонимы. Мораль в переводе латинского так и означает «нравственность». Мораль - система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.

2. Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе?

В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде

не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца

 к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.

Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мне­нием. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядоч­ным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

 3. Как называется наука о нравственности?

Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.

Все вы, конечно же, помните строчки из стихотворения Владимира

Маяковского: Крошка сын

к отцу пришел,

и спросила кроха:

Что такое

хорошо

 и что такое

плохо?

Как бы вы объяснили это мальчику?

Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование. Поступать плохо - это значит:

* наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах у

людей;

* лениться и бездельничать;

* быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным;

* требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом;

* лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь;

* заискивать перед тем, кто сильнее тебя;

* давать пустые обещания, нарушать слово;

* наушничать, доносить на товарища;

* малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок;

* проходить равнодушно мимо человеческой беды, горя;

* употреблять свою силу, физическое превосходство во зло;

* отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благопо­лучие;

* молчать, когда надо говорить, и говорить, когда надо молчать;

 * пустословить, произносить всуе святые имена;

*  смеяться над увечными;

* не любить и обижать животных;

* не считаться с мнением родителей, не заботиться о них.

Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать по­добным образом - «хорошо», это нравственная доблесть. Быть в какой-то мере сопричастным к ним - «плохо», это подлость, измена, предательст­во, грех, по мнению верующих людей. Хорошее считать обязательным - вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности.

4. Какое нравственное правило является для вас основополагаю­щим в вашей жизни? Почему?

Весь   (нравственный)  закон  в  одном  слове  заключается:  люби
ближнего твоего, как самого себя.          

(Апостол Павел)

Около двух тысяч лет назад евангельская проповедь о любви к че­ловеку, подобно молнии, озарила древний мир. Евангелие принесло в мир
новые духовные ценности: веру, надежду, любовь. Но любовь, по словам
апостола, — больше.

«Христианская мораль - мораль становления человеческой лично­сти - возводит к совершенству и вместе с тем побуждает вырваться из рамок замкнутого индивидуализма и слить свою жизнь с жизнью всего человечества. Заповеди Христа о совершенстве личных свойств человека: «Блаженны чистые сердцем...», «Блаженны алчущие и жаждущие прав­ды...», «Блаженны милостивые...», «Блаженны миротворцы...», «Бла­женны гонимые за правду...»; «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»; «Познаете истину, и истина сделает вас свободными»; «Веруйте в свет, да будете сынами света»; «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд» — краткие, как афоризмы, но глубокие по содержанию, служат путеводной звездой для многих выдающихся людей нашей совре­менности. Из чистого евангельского источника утоляли свой душевный голод и все те, кто в прошлом веке стал провозвестником подлинной вы­сокой морали: Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Л.Н. Толстой. Впоследствии они отошли от церкви, но мораль у них осталась евангель­ская».

(Из книги «Наука и религия»)

В 1887 году Л.Н. Толстой в письме Р. Роллану так писал о нравст­венных правилах:

«Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы   как можно меньше заставлять других служить себе и как южно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».

5. Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чем он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять?

*   в озлоблении людей;

*  в разобщении по политическим и идейным мотивам;

*   в эгоизме (каждый сам по себе);

*   в росте преступности;

*  в исчезновении элементарной культуры поведения;

*  в утрате идеологической и ценностной ориентации;

*   в том, что порвалась связь поколений;

*   в чем еще?

Наша моральная проблема — это безразличие человека к самому

себе.

            (Э. Фромм)

6. Припомните человека, который вызвал у вас сильное нравствен­ное отвращение. За какие поступки и общие свойства личности вы его осуждали? Страдают ли окружающие от безнравственности такого чело­века?

Каждый человек - отражение своего внутреннего мира. Как чело­
век мыслит, таков он и есть.

            (Цицерон)

7. Можно ли страдать от собственной безнравственности? Поду­майте, способны ли вы, если никто не узнает:

* украсть пучок редиски у соседа на даче;

* съесть конфеты, которые мама отложила к празднику;

* сделать благотворительный взнос;

* написать анонимное письмо.

На основании этого сделайте выводы относительно своего мораль­ного облика.

7. Как отличить нравственный поступок от безнравственного?

Отличить поступок нравственный от безнравственного очень просто: если вы хотите, чтобы все люди всегда поступали так же, значит, этот посту­пок — нравственный. А если не хотите, значит, безнравственный.

 

Задание 1

Разделите лист на две колонки. Заполните их примерами нравст­венных и безнравственных поступков. Сопоставьте свои ответы с мнением товарищей, родителей.

 Нравственно: помогать товарищу, чтить умерших, быть честным

Безнравственно: бросить товарища в беде, разорять могилы, лгать и т.д.

 

Задание 2

Рассмотрите утверждения. Обоснуйте собственную точку зрения.

1) Между человеком и животным нет различия. Душевные явления   человека совершаются точно так же, как и у животного.

2) Между душой и телом нет различия. Душа есть некоторая деятель­ность тела.

3) Между мужчиной и женщиной нет различия. Женщина есть как бы безбородый мужчина меньшего роста.

4) Между нравственностью и стремлением к счастью нет различия.

5) Нравственно то, что ведет человека к благополучию.

6) Между прекрасным и полезным нет различия. Прекрасно только то, что ведет к некоторой пользе.

7) Все новое считается прекрасным. Все старое считается никуда негод­ным, отжившим.

 

Задание 3

Можно ли возродить нравственность? Как это сделать? Напишите сочинение «Нравственность на пороге XXI века», взяв в качестве эпигра­фа строки из стихотворения Николая Заболоцкого:

Два мира есть у человека -

Один, который нас творит,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

 

Задание 4

Какие проблемы существуют в нашем обществе? Что может сде­лать каждый конкретный человек, чтобы устранить или хотя бы умень­шить эти проблемы? Что смогли бы сделать вы? Прочтите отрывок из статьи Роберта Рождественского, напишите сочинение на тему «Государ­ство - это я».

«Государство - это мы». Но неопровержимый этот лозунг станет по-настоящему действенным и убедительным, если внутри него будет жить и не гаснуть вера каждого человека в то, что «государство - это еще и я», обязательно я. Лично!

И наплевать, что фразу «государство - это я» произнес когда-то ко­роль. Мы должны взять ее на вооружение не в королевском, а в самом что на есть гражданском смысле».

 

Задание 5

Моралисты всех времен жаловались на упадок нравов. Не ожидает ли человечество нравственная катастрофа, подобная экологической или военной? Что требуется предпринять? Что зависит конкретно от каждого из нас?

Прочтите стихотворение Иосифа Бродского и постарайтесь отве­тить на поставленные автором вопросы в сочинении-размышлении о бу­дущем человечества.

К чему близки мы? Что там впереди?

Не ждет ли нас теперь другая эра?

И если так, то в чем наш общий долг?

И что должны мы принести ей в жертву?

 

Задание 6

Напишите сочинение «Что такое хорошо и что такое плохо».

 

Задание 7

Представьте, что вы в результате кораблекрушения оказались на необитаемом острове и в ближайшие несколько лет не сможете вернуться к цивилизованной жизни. Разработайте нравственный кодекс взаимоот­ношений, помогающий решению конкретных проблем, сотрудничеству, преодолению конфликтов и ссор, а также санкции за нарушение законов и норм.

Необитаемый остров

На острове (назовите его) богатый животный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые животные и растения (какие?), ливневые дожди (названия), короткий, но жестокий холод, возможны ви­зиты каннибалов с соседних островов. Вам нужно не только освоить ост­ров, организовав хозяйство, но и наладить социальную жизнь. Решить вопрос о власти. Какой она будет на вашем острове? Кто будет прини­мать окончательное решение (лидер, большинство, наиболее влиятельная группа и т.д.). Как будет распределяться пища (поровну, по трудовому вкладу, больным и слабым в первую очередь). Какие у вас будут празд­ники и как часто? Какие функции будет выполнять каждый из вас?