Мечты — это не уход от
действительности, а средство
приблизиться к ней.
(С. Моэм)
Беседа:
1. Любите ли вы фантазировать? Как рождаются ваши фантазии?
Многие люди, особенно в детском возрасте, любят фантазировать, но вряд ли задумываются, каким образом это происходит. В рождении фантазий участвует воображение. Благодаря воображению мы можем побывать в прошлом и будущем. С человеком, лишенным фантазии, было бы невероятно скучно, он ведь не может мечтать, строить планы на будущее, предполагать что-то, предчувствовать.
2. Мечтательность... Хорошее ли это качество? Что такое мечта? Попробуйте дать определение.
Есть на свете дети,
Есть мечты на свете,
Дети подрастают –
Мечтают о большом.
Если я мечтаю.
Если ты мечтаешь.
Если мы мечтаем,
Это - хорошо.
(С. Баруздин)
3. Послушайте стихотворение. Можно ли сказать, что герой мечтает? Чем мечты отличаются от желаний?
Не мешайте мне мечтать:
Мне б мешок конфет достать,
развернуть -
жевать,
сосать,
чавкать,
чмокать,
уплетать,
долго-долго не глотать...
Мечта - это форма воображения, направленная на будущее, то, к
чему человек стремится.
Желание - стремление к осуществлению, влечение.
Желание есть тревога, порожденная отсутствием какого-либо
блага.
(Л. Вовенарг)
Каждый человек имеет множество всевозможных желаний. Есть желания мелкие, незначительные, которые человек стремится реализовать в ближайшее время, например, сходить в театр на будущей неделе, навестить друзей, приобрести какую-то вещь. Но есть и другие желания-цели, достигнуть которых люди планируют через несколько лет, например, получить образование, вырастить детей, достичь определенных высот в творчестве, сделать карьеру. Есть глобальные желания, реализация которых требует от человека всей жизни целиком, без остатка. Способность мечтать, таким образом, является общей способностью людей. Человек и дня не может прожить без желания, без мечты. Иначе его жизнь превратилась бы в бессмысленное существование.
Почему же человек все время чего-то хочет, мечтает о чем-то, чего-то страстно желает? Да потому что он так устроен, потому что эта способность заложена в нем Природой.
Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых, мощных побудительных причин, рождающих культуру искусство, науку и желание жить.
(А. Грин)
4. О чем может мечтать человек? Можно ли по тому, чего желает человек определить его сущность? Какова сущность героя первого стихотворения?
В желании выражается сущность человека.
(Б. Спиноза)
Больше всего походят на нас наши фантазии. Каждому мечта рисуется соответственно его натуре.
(В. Гюго)
Хотел бы я разлиться в мире,
Хотел бы с солнцем в небе течь...
Хотел бы с тучами скитаться,
Туманом виться средь холмов
Иль буйным ветром разыграться
В седых изгибах облаков,
Жить ласточкой под небесами,
К цветам ласкаться мотыльком
Или под дикими скалами
Носиться дерзостным орлом.
(А. Хомяков)
О чем мечтает герой стихотворения Б. Заходера? Что породило его мечту? Принесло бы мальчику пользу ее исполнение? Есть ли подобные мечты у вас? Как вы с ними справляетесь?
Если б мыло приходило Если б ручку мне в придачу
По утрам ко мне в кровать Чтоб могла решить задачу,
И само меня бы мыло – Написать диктант любой -
Хорошо бы это было! Все сама, само собой!
Если б, скажем, мне волшебник Вот бы жизнь тогда настала -
Подарил такой учебник, Знай — гуляй да отдыхай!
Чтоб всегда он сам бы мог Тут и мама б перестала
Отвечать любой урок... Говорить, что я лентяй
5. Что такое высокая мечта? Приведите примеры из области науки и техники, как мечта в прошлом обернулась реальностью в настоящем. Подумайте, как воплотить мечту в жизнь, что для этого требуется?
Полет фантазии человека всегда подкрепляется знаниями. Без знаний нельзя ничего ни изобрести, ни сложить стихи. Чем шире и богаче
знания человека, его опыт, тем разнообразнее его впечатления, тем более Интересные и неординарные образы возникают в его воображении.
Многие мечты, самые невероятные, со временем становятся реальностью, иначе и быть не может, без этого остановилась бы жизнь. Например, привычные для нас бумага, автомобиль, авторучка, самолет, компьютер когда-то были только мечтой.
Только великие и страстные фантазеры и мечтатели способны, то есть внутренне готовы, к великим открытиям.
«Со второй половины XIX века стала пользоваться большой популярностью научная фантастика. У некоторых писателей - прежде всего (юля Верна - она подчас принимала прогностический характер. Как известно, многие его технические фантазии воплотились в жизнь. Другой крупный фантаст - Герберт Уэллс - с поразительной точностью предсказал начало использования атомной энергии и первый упомянул об «атомической бомбе», а также описал последствия атомных взрывов, уничтоживших мирные города».
(Р.К. Баландин)
6. Что нужно делать, чтобы реализовать свои мечты?
Между воображением человека и обретением желанного лежит пространство, которое человек может преодолеть лишь своим страстным стремлением.
(Д. Джебран)
Задание 1
Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке». Какие желания были у старухи? Какое качество души окрашивало ее желания в темные тона? Как бы вы поступили на месте рыбки. Составьте психологический портрет старухи (рыбки, старика).
Задание 2
Чего желаете вы? О чем мечтаете? «По моему хотению, по щучьему велению...» Разделите лист на две половинки. На одной запишите свои желания, расположив их по степени значимости, а на другой - мечты. Рядом с желаниями напишите, что необходимо сделать, чтобы ваши желания (мечты) осуществились.
Задание 3
Вспомните сказку «Цветик-Семицветик». Если бы вы были на месте девочки, чего бы вы себе пожелали для себя, для других людей. Напишите сказку «Три заветных желания».
Задание 4
Придумайте фантастическую ситуацию, найдите наиболее возможное решение. Что было бы, если бы...
Задание 5
Напишите сочинение «Моя мечта». Расскажите, как вы решили реализовать свою мечту, что для этого требуется?