Пятница, 19.04.2024, 12:37

Служба примирения "Радость" МАОУ"СОШ"...

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 129
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добросердечность

Тот, кто мягко ступает, далеко

                                                                            продвинется на своем пути.

(Китайская пословица)

            Беседа:

1. Как образовано слово «добросердечность»? Что оно означает?

Добросовестность - душевная чуткость, отзывчивость души, располо­жение к людям, ласка, участие, доброжелательность - в их основе лежит желание добра другому.

Немало встречается злого                       Чтоб справиться другу с тоскою,

В любой человечьей судьбе,                   Невзгоды осилить в пути.

А скажут лишь доброе слово -     Нет доброго слова дороже,

И легче на сердце тебе.                             Заветного слова того,

Но доброе слово такое                             Но редко, друзья мои, все же

Не каждый умеет найти,                Мы вслух произносим его.

(М. Шехтер)

Мы часто говорим друг другу: «желаю вам всего доброго», «желаю вам добра и счастья» - это не просто выражение вежливости, в этих сло­вах мы выражаем свою человеческую сущность. По-настоящему хоро­шие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям.

Мы говорим друг другу: «здравствуйте», «доброго вам здоровья» -в этих словах заключается глубокий моральный смысл, в них самая сущность прикосновения души к душе, этими словами вы выражаете свое от­ношение к величайшей ценности - человеку. Мы говорим друг другу: «спасибо», «благодарю» - в этих словах, ставших формулой человечно­сти, выражается наше отношение к сделанному для нас добру, наше по­желание, чтобы доброму для людей человеку всегда сопутствовало добро.

 Дело не столько в том, чтобы уметь произносить эти слова в нуж­ный момент, сколько в сердечной чуткости, в умении отвечать на добро движениями своей души, т.е. быть добросердечным человеком.

Ах, как нам добрые слова нужны,

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

(М. Лисянский)

2. Как вы понимаете пословицу: «Брань на вороту не виснет»? Можно ли считать ее своеобразным руководством к действию? Как об­ращаются друг к другу дети в современной школе? Какие из этих слов необходимы, а какие лишь засоряют речь? Вспомните пословицы и пого­ворки о доброжелательной, тактичной речи.

Доброта — тот язык, на котором с вами всякий захочет разгова­ривать.

(В. Розов)

 

 

Пословицы

1) В добрый час молвить, в дурной промолчать. 2) О чем не спраши­вают, того не допытывайся. 3) От вежливых слов язык не отсохнет. 4) Спо­рить спорь, а браниться - грех. 5) Кстати промолчать - что доброе слово сказать. 6) Недоброе слово, что огонь жжет. 7) Цветное платье на плечи, а добрая мысль - к сердцу. 8) Мягкое слово кости не ломит. 9) На языке медок, а на сердце ледок.

Пословицы учат:

* хвалить за хорошее и не всегда подчеркивать недостатки людей;

* шутить по-доброму;

* не быть любопытным;

* внимательно слушать и не навязывать своего мнения;

* уважать мнение другого человека;

* не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах;

*  нести ответственность за свои слова;

* быть чистосердечным в отношении с собеседником.

3. Познакомьтесь с утверждением, приведите аргументы «за» и «против»: «Жить сердцем имеет огромные преимущества».

«Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму ок­ружающих людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем вчера; добрые побуждения ему самому приносят счастье. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Способен желать добра другому только тот, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера. Добрые желания, доброже­лательность - главное противоядие от зазнайства, себялюбия. От того, как мы видим другого человека, как мы к нему относимся, за­висит мир и покой в нашей душе».

(В.А. Сухомлинский)

4. Послушайте басню Эзопа и ответьте на вопросы.

Солнце и ветер

Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее.

- Я докажу, что я сильнее, - воскликнул ветер. - Видишь человека

в плаще. Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его

снять плащ, чем тебе.

Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.

Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец, ветер стих, а затем и совсем прекратился.

Тогда солнце выглянуло из-за тучи и добродушно улыбнулось стари­ку. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят ярость и принуждение.

 

Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом при дворе царя Креза. Свои бессмертные басни он сочинил в XVI веке до н.э., тем не менее, те исти­ны относительно человеческой натуры, которым он учил, остаются и в наши дни столь же справедливыми. Доброжелательный и дружеский подход и по­нимание людей скорее принесут пользу, чем грубость, насилие, негодование.

Вопросы:

1. О чем говорится в басне? Каков ее смысл?

2.Какого принципа взаимодействия с окружающими придерживаетесь

вы? Каких результатов достигаете?

3. Считаете ли вы себя добросердечным человеком? В чем проявляется

ваше добросердечие?

4.Как к вам относятся люди? Чем отвечают на вашу доброту? Чем отвечаете вы на добросердечность людей?

5. Можно ли научиться добросердечности? Как это сделать?

Лев Николаевич Толстой в письме семилетнему мальчику Захару Шевцову писал:

«...Советую тебе, мой мальчик, всю жизнь с нынешнего дня и до са­мой смерти учиться изо всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со все­ми: с няней, с папой, с мамой, братьями, дворником — со всеми, с кем только сходишься. Это не совсем легко, этому надо учиться так же, как учиться чи­тать, писать, играть на фортепиано или скрипке. Только тем всем наукам вы­учишься - и конец, а этой науке конца нет. И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и ве­селее, и все вокруг тебя все больше и больше тебя любят. Пожалуйста, сде­лай так. Всякую минуту пойми, что тебе надо быть добрым».

Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или бе­ду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на нее. И добрым де­лом помочь.

Задание 1

Составьте цветовой диктант. Для этого вспомните добрые слова (жизнь, любовь, мама, улыбка и т.д.) и раскрасьте их тем цветом, с кото­рым они у вас ассоциируются. Затем проделайте то же самое с сердиты­ми словами. Сравните, одинаковы ли оттенки цветов. Какие из них при­ятнее вам? Почему?

Задание 2

Прочтите стихотворение Константина Бальмонта. Нарисуйте спа­сенную мальчиком бабочку. Напишите сказку о ее жизни.

Бабочка

Помню я: бабочка билась в окно,                      

 Крылышки тонко стучали.

Тонко стекло и прозрачно оно,

Но отделяет от дали.

 

В мае то было. Мне было пять лет.

В нашей усадьбе старинной

Узнице воздух вернул я и свет –

Выпустил в сад наш пустынный.

Если умру я и спросят меня:

«В чем твое доброе дело?»

Молвлю я: «Мысль моя майского дня

                        Бабочке зла не хотела».

Вопросы:                

1. Что, на ваш взгляд, вносит в понимание доброты стихотворение Баль­монта?

2. Почему дети чаще всего никому не хотят зла? Что происходит с чело­веком, когда он взрослеет? О чем он забывает?

3. Могут ли взрослые люди учиться доброте у детей? Чему можно научиться у детей?

4.Приходилось ли вам сталкиваться когда-либо с беззащитным, уязви­мым существом? Удалось ли вам сделать что-нибудь, чтобы облегчить его страдания. Опишите чувства, испытанные в этой ситуации.

Задание 3

Послушайте  стихотворение  Владимира Солоухина и  напишите сказку о добром солнышке, представив, что доброе солнышко — это вы.

Солнце

Солнце разлито поровну,

Вернее, по справедливости,

Вернее, по стольку разлито,

Кто сколько способен взять:

В травинку и прутик — поменьше,

В большое дерево - больше,

В огромное дерево — много. . .

Спит, затаившись до времени,

Смотришь, а не видать.

Солнце разлито поровну,

Вернее, по справедливости,

Вернее, по стольку разлито,

Кто сколько способен взять:

В одного человека - поменьше,

В другого - гораздо больше,

А в некоторых — очень много:

Я видел, как от травинки

Загоралась соседняя ветка,

А от этой ветки - другая,

А потом занималось зарево

И было светлее дня!

В тебе есть капелька солнца

(Допустим, что ты травинка).

Отдай ее, вспыхни весело,

Дерево пламенем тронь!